Первая русская женщина — математик

5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

… Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе.

С. Ковалевская

Маленькая девочка Соня, еще не зная математики, уже с ней соприкоснулась. А случилось это так…

Семья Корвин-Круковских собралась переезжать в деревню, но там нужно было заново обставить и поклеить обои в комнатах дома в Полибине. Но в одной детской обоев не хватило. Нужно было выписать их из Петербурга, но это было сложно, поэтому решили поклеить на стены простую бумагу.На чердаке дома нашлись листы литерографированных лекций профессора Остроградского, которые когда-то приобрел отец Сони — Василий Васильевич. На этих листах были лекции о дифференциальном и интегральном исчислении.

Юную Соню очень заинтересовали странные знаки, которые были повсюду на листах. Она каждый день долго стояла перед этими листами, пыталась разобрать фразы, соединяла страницы. От этого разглядывания многие формулы запечатлелись в ее памяти.

Раньше Соню учили только музыке и языкам, иногда ее даже приводили на уроки к ее четырнадцатилетней сестре Анюте, которая не желала учиться, чтобы семилетняя Соня посрамила ответами сестру.

Но вот в Полибине появился Иосиф Игнатьевич Малевич. Он был из тех учителей-наставников, которые исчезли вместе с исчезновением «дворянских гнезд». Он был очень аккуратный, слегка педантичный, своему труду отдавался с увлечением, любил детей, находил подход к каждому ребенку. Он считал, что его обязанность воспитать в ребенке трудолюбие, раскрыть природные способности ребенка. В Соне он понял это сразу.

Девочка решала задачи, используя различные комбинации чисел, не зная ни одного из четырех правил арифметики. Поэтому первое, с чего начал учитель, изучил с Соней первую, главную часть арифметики.

Соня изучала арифметику до десяти с половиной лет. Этот период учения дал ей основу математических знаний. Арифметику Соня знала так хорошо, что перед изучением алгебры Малевич позволил ей изучить двухтомный курс арифметики Бурдона, который применялся в те времена в Парижском университете. Этот курс заключался в подробном и четком изложении теории чисел. Соня легко справлялась с изучением, поэтому Малевич изучил с Соней даже те разделы, которые можно было понять только при изучении высшей математики. И уже тогда девочка пыталась находить самостоятельные решения задач.

Ее отец тоже увлекался математикой, поэтому Соня изучала математику, желая заслужить похвалу отца. Постепенно ее интерес к другим предметам угасал, ее увлекала только математика.

Известный профессор морского корпуса Николай Никанорович Тыртов, сосед Василия Васильевича по имению, однажды привез в подарок свой «Элементарный курс физики». Девочка взяла эту книгу к себе и начала с увлечением читать.В книге ей встретились понятия «синусы, косинусы, тангенсы». Она попросила обяснить эти термины Малевича, но тот посчитал, что это ей знать еще рано и отказался объяснять. Но Соня упорно стала сама разбираться. И когда Николай Никанорович Тыртов снова приехал в Полибино, Соня важно сказала, что прочла его книгу с большим интересом и объяснила, каким путем дошла до изучения тригонометрических формул. Тогда пораженный профессор вскочил с места, побежал к отцу девочки и заявил, что Соню просто необходимо учить математике, ибо она — новый Паскаль! Соне тогда было 14 лет.

Василий васильевич с подачи Тыртова дал согласие учить дочь у лейтенанта флота Александра Николаевича Страннолюбского. Это имя было широко известно в кругах петербургской передовой интеллигенции.

На юную Соню Круковскую Александр Николаевич произвел огромное впечатление, потому что в нем сочетался тонкий ум, пылкое сердце и благородство стремлений. На уроках дифференциального исчисления Соня быстро усвоила понятия о пределе и производной. А она во время объяснения Страннолюбского вдруг отчетливо вспомнила те листы лекций Остроградского, которые она рассматривала на стене детской в Полибине.

Многое произошло в жизи Софьи Васильевны. Она стала известным ученым, первой русской женщиной-математиком. Она удивила ученых Парижской Академии наук, объявивших конкурс на написание работы по механике.

Чтобы прийти к этому успеху, девушке пришлось вступить в фиктивный брак с В. О. Ковалевским и уехать за границу.

В Берлине она училась у известного немецкого математика К. Вейерштрасса — педанта, старого холостяка и последовательного противника высшего женского образования. Но увидев знания девушки, профессор сдался и согласился читать ей одной, на дому, лекции по математике. Ковалевской было в то время 24 года.

В России она, как женщина, по законам имела право преподавать только в женских гимназиях. Но по настоянию русских ученых П. Л. Чебышева и других, вопреки уставу академии, ее избрали членом-корреспондентом Петербургской академии.

Софью Васильевну в 1884 году приютил Стокгольмский университет, ей предложили должность профессора. Но ее преподавательская, научная и публицистическая деятельность была недолгой.В конце января 1891 года она возвращалась из заграничного путешествия, в дороге простудилась, грипп перешел в воспаление легких. Медицина тогда была слабой и Софья Васильевна скончалась.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Свежие комментарии

Сколько вам лет?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *