Site icon О математике и математиках

Горестные параллели: Нильс Абель

Нильс Абель
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

В столице Норвегии, городе Осло, есть замечательный памятник. Любой человек может увидеть, как молодой человек поднимается по крутой гранитной глыбе и переступает через двух страшных чудовищ. Это памятник создан в честь известного математика Нильса Генрика Абеля.

Причем тут чудовища, спросите вы? Математики всего мира в шутку называют этих чудовищ уравнениями пятой степени и эллиптическими функциями, которых Абель победил. А другие люди говорят, что чудовища – это символ горестей и забот, которые выпали на долю этого человека. Наверное, скульптор, который создал этот памятник, хотел показать всем ту социальную несправедливость, которая присутствовала на протяжении всей жизни Абеля. Автор памятника погрешил против истины: это не гений победил чудовищ, а чудовища погубили гения.

Да, у этого гениального норвежца бесконечно печальная история жизни. Хотя она была очень типична для этой страны того времени. В его истории отражена судьба выходца из народа, ставшего гениальным ученым, но который столкнулся с социальной несправедливостью и жестокими законами капитализма.

Абель родился в 1802 году на северо-западе Норвегии в маленьком городишке Финней. В этом городке не было ни математиков, ни книг по математике. Люди там занимались промыслом рыбы.

Как проходило его детство до 13 лет, не известно. Нов 13 лет он стал учиться в школе в городе Осло. Его папа, пастор Абель, хорошо подготовил сына к учебе в школе. Он по всем предметам получал хорошие, а иногда и отличные отметки. Абель научился и любил играть в шахматы, любил ходить в театр. Никогда не был среди первых учеников. Через три года, в 16 лет, в его жизни наступил перелом. Вместо жестокого учителя математики, который славился тем, что избивал учеников, в школу приехал на работу новый учитель Хольмбое. Он отлично знал свой предмет и умел увлечь предметом своих учеников. И вскоре Абель понял, что он может решать такие задачи по математике, которые другим не под силу.

Хольмбое поддерживал мальчика, давал ему задачи посложнее и давал пользоваться книгами из собственной библиотеки. В основном мальчик увлекался книгами «Руководства» математика Эйлера. Хольмбое позднее написал, что мальчик с рвением занялся математикой и движется вперед очень быстро, со скоростью гения. Он изучил элементарную математику и начал изучать высшую. Полностью самостоятельно, с поражающей быстротой, он изучал книги Лакруа, Пуассона, Гаусса и Лагранжа.

Последние два года в школе Абель начинает пробовать свои силы в самостоятельном исследовании науки. Его юношеский оптимизм заставляет его браться за самые сложные задачи. Он увлекся решением уравнений пятой степени и уравнениями более высоких степеней. Формулы уравнений ниже пятой степени были к тому времени уже известны и не представляли интереса для юного гения. В том, что формула для уравнений пятой степени существует, математики не сомневались, но пока никому еще не удавалось ее найти. Проходили не то что годы, а столетия, и никому еще не удавалось решить уравнения пятой степени, хотя многие математики посвятили этому всю свою жизнь.

Наконец, Абелю удалось разрешить мучивший его вопрос: он доказал, что уравнения пятой степени в радикалах решить невозможно. Он нашел причины, почему уравнения общего вида более высокой степени не имеют никакого решения.

Семья Абеля всегда жила бедно, и в школе Нильс обучался бесплатно. А когда умер отец, то семья совсем осталась без средств. Положение было настолько безвыходное, что Нильс подумывал о возвращении в родной городок и поиске работы, чтобы помочь семье. Но на умного юношу обратили внимание профессора, устроили складчину и для юноши образовали стипендию, чтобы сохранить его редкий талант. И эти же профессора организовали стипендию Абелю для поездки за границу.

Абель побывал в Берлине и в Париже, посетил много математических центров того времени, в этот период его жизни появилось много его блестящих работ.

За границей он тоже испытывал нужду и постоянное чувство одиночества. Он пытался добиться признания, но это ни к чему не привело. И он вернулся на родину таким же нищим, как и уехал. В 26 лет он заболел туберкулезом и «бледный, как церковная мышь», но в состоянии черной меланхолии, скончался.

В наше время всем, кому приходилось брать в руки книги по высшей математике, видят, что имя Абеля написано в самых разных отраслях математической науки: есть много теорем, носящих его имя, есть абелевы интегралы, абелевы уравнения, абелевы группы, …

Как бы удивился Абель, будь он жив сейчас, что его работы оказали значительное влияние на математику!

Exit mobile version