Рене Декарт: в ком разум гения и дух величья жил

5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты
Рене Декарт, Франция

Рене Декарта (1596-1650) называют французским философом, математиком и естествоиспытателем, одним из основоположников философии Нового времени и создателем аналитической геометрии. Его имя ассоциируется с гением мысли, духом величия и математическими открытиями, которые изменили ход науки и культуры.

Детство Декарта

Рене Декарт родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (ныне Декарт) в семье из старинного дворянского рода.Отец его был советником в парламенте Бретани, а мать умерла, когда Рене было всего год. С детства он проявлял любознательность и интерес к науке, но также страдал от хрупкого здоровья и частых простуд. Поэтому он получал разрешение лежать в постели до полудня и размышлять над разными вопросами.

В 1606 году Рене поступил в иезуитский коллеж, где изучал классические языки, литературу, риторику, логику, физику, метафизику и теологию. Он также занимался математикой, которая стала его любимой наукой, так как она предлагала четкие и непротиворечивые правила решения задач. В коллеже он познакомился с трудами древних философов, таких как Платон и Аристотель, а также средневековых мыслителей, таких как Ансельм и Фома Аквинский. Однако он скептически относился к авторитетам и искал свой собственный путь к истине.

Математические открытия

После окончания коллежа в 1614 году Рене Декарт поступает на юридический факультет университета Пуатье, но вскоре понял, что право не интересно ему. Он решил путешествовать по Европе, чтобы познать мир и людей, а также продолжать свои научные исследования. В 1617 году он посетил Нидерланды, где встретился с выдающимся физиком Исааком Бекманом и стал его другом. С его помощью Декарт открыл принцип виртуальных скоростей в механике, который позволял находить соотношение между силами и перемещениями в сложных механизмах.

В 1619 году Декарт служил в армии Баварского курфюрста Максимилиана I во время Тридцатилетней войны. В ноябре того же года он имел три знаменательных сна, которые он расценил как божественное откровение. В этих снах он увидел символы и знаки, которые указывали ему на путь к единой науке, основанной на математике. Он решил посвятить свою жизнь созданию этой науки, которая объединяла бы все области знания и давала бы универсальный метод решения любых проблем.

В 1628 году Декарт переехал в Голландию. Там он провел большую часть своей жизни. Там он занимался разработкой своих философских и математических трудов, которые принесли ему мировую славу. Одним из его главных достижений было создание аналитической геометрии, которая связывала алгебру и геометрию и позволяла изучать кривые и фигуры с помощью алгебраических уравнений. Для этого Декарт ввел прямоугольную систему координат, которая носит его имя, и обозначил коэффициенты и неизвестные буквами a, b, c и x, y, z соответственно. Он также ввел понятие функции и натурального показателя степени. Его работы в области аналитической геометрии стали основой для развития исчисления бесконечно малых и анализа.

Философия

Декарт считается основателем философии Нового времени, которая отличалась от средневековой философии своим рационализмом, субъективизмом и методологическим сомнением. Его философия была направлена на поиск надежных оснований для знания, которые не зависели бы от традиции, авторитета или сетивного опыта. Для этого он разработал метод радикального сомнения, который заключался в том, что нужно отвергать все то, что может быть поставлено под сомнение, пока не найдется несомненная истина.

Декарт нашел такую истину в знаменитом высказывании “Cogito ergo sum” (“Я мыслю, следовательно, я существую”). Это означало, что даже если он сомневается во всем, он не может сомневаться в том, что он мыслит и что он есть мыслящее существо. Это было первым принципом его философии, который давал ему уверенность в своем существовании и возможности познания.

Далее Декарт пытался доказать существование Бога и внешнего мира на основе своего мышления. Он предложил два доказательства бытия Божия: онтологическое и каузальное. Первое заключалось в том, что Бог есть совершенное существо, которому присуще все возможные совершенства, в том числе и существование. Поэтому Бог должен существовать по определению. Второе заключалось в том, что у каждой идеи должна быть причина, а у идеи Бога причиной может быть только сам Бог. Поэтому Бог должен существовать как причина своей идеи.
Доказав существование Бога, Декарт пытался доказать существование внешнего мира на основе своего мышления. Он предложил два аргумента в пользу этого: аргумент о ясности и отчетливости и аргумент о божественной правдивости.

Первый аргумент заключался в том, что Декарт имеет ясные и отчетливые идеи о математических и физических объектах, которые не могут быть произведением его воображения или сомнения. Он полагал, что эти идеи соответствуют реальным сущностям, которые существуют вне его мышления. Например, он утверждал, что он имеет ясную и отчетливую идею о протяженности, которая является существенным свойством материи. Поэтому он заключал, что материя существует вне его мышления.

Второй аргумент заключался в том, что Декарт полагал на божественную правдивость, которую он доказал ранее. Он утверждал, что Бог не обманывает его и не допускает, чтобы он ошибался в своих ясных и отчетливых идеях. Поэтому он заключал, что если он имеет ясную и отчетливую идею о чем-то, то это не может быть иллюзией или грезой. Например, он утверждал, что он имеет ясную и отчетливую идею о том, что он видит воск, который меняет свою форму под воздействием тепла. Поэтому он заключал, что воск существует вне его мышления.

Однако эти аргументы были подвергнуты критике как недостаточные или непоследовательные. Например, можно возразить, что ясность и отчетливость не гарантируют соответствия реальности, так как мы можем иметь ясные и отчетливые идеи о нереальных вещах, таких как единороги или квадратные круги. Кроме того, можно возразить, что божественная правдивость не помогает доказать существование внешнего мира, так как Бог может давать нам ясные и отчетливые идеи не о реальных объектах, а о возможных объектах, которые существуют только в его разуме. Таким образом, Декарт не смог полностью преодолеть скептицизм по отношению к существованию внешнего мира.

Дух величия

Декарт был не только выдающимся философом и математиком, но и человеком с высокими духовными качествами. Он обладал духом величия, который проявлялся в его стремлении к постижению истины, независимости мысли, любви к мудрости и благородству характера. Он писал: “Я всегда желал учиться только для того, чтобы знать; а зная — для того только, чтобы любить” 1. Он также писал: “Я всегда старался быть хорошим человеком и следовать законам и обычаям моей страны, соблюдая религию, в которой Бог был добр, чтобы меня родить” 2.

Декарт умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, куда он был приглашен шведской королевой Христиной, чтобы преподавать ей философию. Он скончался от воспаления легких, вызванного суровым климатом и непривычным распорядком дня. Его тело было похоронено в Стокгольме, а затем перевезено в Париж, где оно похоронено в церкви Сен-Жермен-де-Пре. Его дух же продолжает жить в его произведениях, которые оказали огромное влияние на развитие науки, философии и культуры.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Свежие комментарии

Сколько вам лет?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *